В одной из телепередач освещались хищения золота
на приисках Магадана в советское время.
Однако диктор больше внимания уделял именно технической
стороне вопроса, как-то ухищрениям к вывозу металла
на материк в виде золотых сковородок, ну, наверное, чтобы
печь золотые батоны.
Однако шутки в сторону, будучи исключительно болтливой
в детализации технических подробностей краж и их раскрытия,
передача лишь одной фразой (!) касается социальной
части вопроса, давая знать, что конечным заказчиком были
национальные меньшинства Кавказа.
Я предлагаю остановится на этом, казалось бы,
незначительном факте.
По сути, признаётся существование в советское время неких
сообществ, преступный спрос со стороны которых государственные
чиновники прикрыть не могли.
Зная всю распространённость и слаженность оперативных работников
КГБ в штатском, можно оценить всю силу таких национальных сообществ.
Можно, конечно, допустить, что чины КГБ допускали вояж и куплю-продажу
золотых слитков на тысячи километров умышленно.
Но зачем? Для присвоения? Зачем? Проще приехать к начальнику
Магаданзолота, указать отдать столько золота, вне документов,
конечно, сколько нужно. Если начнёт сопротивляться,
пристрелить, поставить другого начальника.
Ведь мог начальник КГБ послать гонцов в любой колхоз и
ему вне кассы выдали бы столько яиц, молока, баранов и
прочего сколько скажет.
Принцип тот же.
В крайнем случае, если уж и преследовалась чиновниками КГБ
задача как можно тщательнее оградить себя от возможности
раскрытия своей причастности к таким подпольным скупкам,
не вижу причин, по которой именно физическая
перевозка что-либо изменила бы. Главный барьер, который
нужно взять здесь - это купить золото у рабочих прииска через
безликих подставных лиц, в чём работники КГБ среднего звена,
как известно, необычайно искусны.
И всё.
А когда слитки уже в руках, зачем дальше усложнять задачу
какими-то последующими торговыми комбинациями?
Это наоборот снижает искомую конспирацию.
Более того, тот, кто знает рабочую атмосферу внутри
силовых структур, подтвердит, что их работники, особенно
руководящего звена, меньше всего склонны к таким игрищам.
Затевать всё это, чтобы проверять работников аэропорта
на бдительность? Зачем? Для повышения раскрываемости?
Какой раскрываемости? И для этого нелегально скупать золото?
Причём годами? Кто угодно признает это абсурдом.
То есть смысла в таких телепортациях через всю
страну у начальников КГБ совершенно не было.
И если уж золото и скупалось в Магадане, то вывозить
его дальше имело смысл ну никак не на Северный Кавказ,
а именно в Западный Берлин.
По моему мнению, речь всё-таки идёт о некоем социальном
национальном явлении, на которое этнические русские
влияния не имели.
Это явление, золотой спрос, причём как устойчивый и
неизменно платежеспособный, и двигало всю машину краж
на приисках в течение десятилетий.
Вопрос исключительно интригующий,
поскольку при внимательном рассмотрениии он выводит
на целую связку без преувеличения сказать
стратегических направлений.
У меня есть несколько вопросов к читателям.
1) Какова была финансовая основа для таких закупок?
Торговля мандаринами, описанные ещё в доперестроечных
фильмах подпольные цеха?
2) Каковы были объёмы закупок национальными
меньшинствами на Кавказе? В Магадане скупщики
давали 5 рублей, противодействие работников
МВД, КГБ доставке на Кавказ значительно
взвинчивало цену, возможно рублей до 10-15.
То есть, один старатель, если, конечно,
он не объединялся для вывоза с другими,
в одной золотой сковородке запросто мог вывезти тысяч 50.
Это фантастические по тем временам деньги.
3) Какие национальные меньшинства выделялись
в таком золотом накоплении, то есть кто покупал больше
именно на душу населения племени.
4) Кто ведал закупкой золота в родовых ветвях, кто и как
принимал решения, сколько закупать золота, в какой
аффинажной очистке, в какой фасовке, по какой цене,
как выбирались золотые казначеи, как много лиц
в родовой ветви могли иметь голос для дальнейшего
распоряжения таким золотом. Имеются в виду
не конкретные имена, которые, ясно, по прошествии
30-40 лет уже бессмысленны, да и вообще не столь важны,
а именно типичные социальные портреты таких лиц,
их становление в некоторой социальной или,
точнее сказать, национальной среде.
5) Как организовывалась закупка золота у старателей -
через подставных лиц или напрямую.
Отдалённо картина подобного социального распределения
была показана в фильме о цыганских нищих в городах
Западной Европы. Низший уровень - на улице,
средний наблюдает из ближайшего кафе,
а высший из дворца в румынской глубинке указывает,
куда набрасывать сеть и куда направлять полученные средства.
6) Много ли лиц в родовой ветви вообще знали, что его род
накопляет и владеет золотом. Вопрос исключительнейшей
важности, поскольку если золото не присваивалось верхушкой,
а хранилось как запас, при случае расходуясь для нужд
всего племени, это говорит об исключительнейшей слаженности
родовой ветви и даже, в какой-то мере, его опасности для всего
советского государства. Ещё раз повторюсь, что имеется
в виду - верхушка в тайне от всего племени, для безопасности
предприятия, накопляет золото, а потом, при необходимости,
пускает его в ход именно для выгод всего племени.
7) Кстати, не помешали бы и размышления, насколько точно
этнические русские знали, что же точно делается в этих
кавказских Форт-Ноксах. Вопрос может показаться наивным -
КГБ всё знает! Отчасти это действительно так, общее
представление, безусловно, имели, но, как говорил Мюллер,
истина кроется в деталях. Поэтому позволю себе с этим
мнением обывателя по весьма веским основаниям всё-таки
не согласиться. Как небольшой пример, для тех же цыган
значительно труднее представить себе стукача, чем, скажем так,
для других народностей.
8) Как изменялась цена такого золота в 70-е. Влияли ли на неё
лишь изменение величины чистого спроса и предложения
продавцов и покупателей; усложнение или упрощение
возможности доставки товара покупателям или же учитывались
государственные, а, возможно, и зарубежные цены.
9) Где и как хранилось и охранялось золото. В одном месте или
же кон разбивался. Был ли доступ к нему для пополнения или
расходования динамичным, то есть хранилось ли оно, например,
в закопанном виде или в неких подобиях сейфов.
10) Были ли случаи ограбления старателей покупателями, а
равно как и наоборот, были ли случаи межплеменных
грабежей накопленного золота, какие народности были
наиболее сильны в конспиративной охране своего золотого запаса.
11) Действительно ли спрос на слитковое золото в СССР
со стороны этнических русских был настолько слаб, что внимание
на золотую торговлю в передаче уделяется именно Кавказу.
Опять же, я не имею в виду русских начальников КГБ, а
обычных граждан из Волока Ламского или Ростова Великого.
12) Утекало ли золото за кордон. Что поставлялось обратно?
Бумажные деньги? Товары? Например, родовые ветви могли
проталкивать своих представителей на суда для возможности
вывоза в самую ближайшую заграницу - от Поти до Стамбула
не далее, как до Одессы. Предположение совсем уж
фантастическое, но, возможно, оно оставлялось за границей для хранения.
Не стоит забывать и о зарубежных общинах, как известно, тех же
черкесов, второй по численности диаспоры России, после русских,
за рубежом - от 4 до 8 миллионов, то есть как Питер или Москва.
Ценны и общие воспоминания, личные наблюдения, но,
безусловно, ценность имеют также сведения в Интернете как
прямые отсылки к видео-, аудиопередачам, сообщениям
форумов, библиотечные указатели книг, монографий, отдельных
печатных статей, даже в виде кратких, отрывочных
упоминаний, за любые годы, включая 10-20 летней давности.
И это говорится не зря. Газеты начала 90-х пестрели
такого рода сообщениями, чего сейчас и самый развязный
оппозиционер связать не в состоянии. Какая-нибудь областная
саратовская или оренбургская пресса предоставляла
необычайнейшие для того времени спектры новостей.
Итак, в центре внимания социальное
этническое накопление золота.